НОВОСТИ


Атомщики организовали экспертизу Балаковской АЭС

В конце октября 2003 года в городе Балаково Саратовской области прошло последнее заседание научно-общественной экспертизы этапа обоснования инвестиций в сооружение второй очереди Балаковской АЭС в составе энергоблоков №5 и №6. Участники экспертизы обсуждали объем задач, которые должны быть решены в проекте  с целью создания современного ядерного энергоблока для XXI века и для формирования высокого социального стандарта для регионов строительства АЭС. Принципиальных препятствий к возможной реализации проекта достройки энергоблоков №5 и №6 не выявлено.
Подготовка проекта достройки энергоблоков №5 и №6 Балаковской АЭС началась в 2000 году с подписания руководителями Минатома России и Саратовской области Декларации о намерениях. После этого специалисты Администрации Саратовской области, Минатома России и концерна «Росэнергоатом» в составе совместной рабочей группы приступили к разработке документа под названием «Обоснование инвестиций» (ОБИН). В ОБИН раскрываются цели и задачи, поставленные в Декларации, обосновываются сроки, объемы, механизм и последовательность инвестиционного процесса в деталях, что необходимо для принятия Правительством России решения по проектированию. Материалы ОБИН станут основой для задания на комплексное проектирование, чтобы заявить объемы затрат на основе его технологического, экономического, экологического и социального обоснования.
Специалисты предусмотрели анализ экономической эффективности и экологической приемлемости возможной реализации проекта. Это – научно-техническая разработка, материалы её очень интересны для специалистов и помогают совершенствовать разные стороны проекта. Кроме прочего, предусматривается и разрабатывается новая схема выдачи мощности, ведь в современных условиях нужно готовить не только проект выдачи мощности для генератора, но и проект использования этой мощности потребителями. Заинтересованной стороной в проекте потребления мощности выступают власти Саратовской области, но это также выгодно и концерну. Например, мощность новых блоков может быть направлена для газоперекачки. Кроме того, перспективно производство жидкого газа и синтетического жидкого топлива (СЖТ) с использованием электроэнергии АЭС. СЖТ – это технология, которая имеет большую товарную ценность, чем природный газ, поскольку более эффективна. Замещение газа – одно из ключевых направлений развития атомной энергетики, поскольку это эффективно и с точки зрения экономики – электроэнергия АЭС дешевле, и с точки зрения экологии – в части снижения загрязнения окружающей среды.
Другое перспективное направление развития товарных рынков для атомной энергетики – теплоснабжение от АЭС. В данном случае предусматривается безусловное отопление от АЭС города Балаково, для всех потребителей которого будет существенно снижен тариф на тепло. На рынке тепла атомная энергия еще более эффективна, чем в электроэнергетике, поскольку здесь не существует сетевых надбавок и платы за диспетчирование и организацию оптового рынка. Также от АЭС можно осуществлять энергоснабжение для аккумуляции тепла, особенно в ночное время. Это может привести к снижению цен на тепло и экономии газа также и в Саратове. Из двух новых блоков один сможет полностью работать на регион. Атомщикам выгоден гарантированный потребитель, а региону нужно снижение тарифов.
Помимо этого, при строительстве второй очереди АЭС будут созданы новые рабочие места, будут развиваться система образования и социальная инфраструктура в районе строительства, увеличатся налоговые поступления. Предусматривается загрузка местной промышленности, в том числе машиностроения, что будет способствовать развитию экономики региона. Важный фактор для конечного эффекта, - что кроме нового бизнеса в регионе появляется современная технология.
Социальные аспекты нового строительства в атомной энергетике – это уже ставшие традиционными 10% отчисления на развитие социальной сферы региона от инвестиционной программы атомной энергетики (5,8 млрд. рублей). Здесь региону тоже предложен новый подход – необходимо рассмотреть программу социального развития, которая бы компенсировала то, чего недостает, не хватает сейчас. Например, развитие сферы здравоохранения нельзя рассматривать как абстрактное увеличение количества новых койко-мест, а необходимо согласовывать расширение медицинских учреждений с развитием сферы профилактики и предупреждения заболеваний. Речь идет об объектах физкультуры и спорта, помощи в организации нормальных условий для здорового образа жизни. Затем нужно организовывать адресную поддержку населения территории, прилегающей к АЭС. Например, уровень жизни в Балаково выше, чем в среднем в Поволжье по уровню обеспеченности социальными объектами. А в некоторых селах до сих пор нет водопровода. Реализация проекта развития Балаковской АЭС должна быть общественно полезной. Это условие стало реальностью на современном этапе и надо сделать так, чтобы каждый житель города и территории почувствовал на себе реальное улучшение ситуации в связи со строительством АЭС. А это может проявиться в развитии общественного транспорта там, где его никогда не было, или в новом водопроводе в селах в регионе АЭС.
При реализации проекта будет сформирован единый аспект социального обустройства Балакова – проведена корректировка генплана этого города. Ведь он создавался «волнами», по мере развития разных направлений производства. Сначала был только старый город, затем пришло химическое производство, энергетика, машиностроение, атомная энергетика. Планировка города – это советские спальные микрорайоны. В городе нет даже центра. В имеющемся плане центр планируют создать на берегу Волги, то есть на окраине… Генеральный план города будет меняться так, чтобы в нем появился свой особенный уклад жизни. Уточнение генплана и размещение нового жилья будет выверяться для корректировки структуры города и архитектурного облика.
В атомной энергетике поняли, что гораздо эффективнее решать возникающие вопросы на взаимной основе с регионом, а не отчужденно от него. Этот взаимовыгодный процесс строится на совпадении интересов, с одной стороны – развития безопасной и эффективной атомной энергетики, с другой стороны – развития социальной, экономической, экологической сфер бытия региона. Эту точку зрения, совмещающую интересы отрасли и региона, можно смело назвать государственной, поскольку реализуются местный и федеральный интересы. Рассчитывая на это взаимопонимание, концерн «Росэнергоатом» планирует к середине 2004 года полностью подготовить проект, согласовав его со всеми организациями и экспертизами на отраслевом, региональном и федеральном уровнях (их всего шесть) для направления его на утверждение в установленном порядке в Правительство РФ. Прохождение этих этапов полностью соответствует российскому природоохранному законодательству и закону «Об использовании атомной энергии».
Накануне было также получено подтверждение Минздравом России выводов предпроектного этапа создания энергомощности, связанного с обоснованием инвестиций (ОБИН). Предстоит экспертиза в Минприроды и МЧС России. При наличии соответствующих заявлений общественных организаций предусматривается проведение общественной экологической экспертизы ОБИН. В случае получения от этих инстанций положительного заключения по обоснованию инвестиций будет проводиться государственная экспертиза ОБИН Госстроем России. Кроме того, проект строительства будет направлен на экспертизу ядерной и радиационной безопасности в федеральный ядерный надзорный орган Госатомнадзор России, после чего окончательное решение по строительству второй очереди Балаковской АЭС будет принимать Правительство России, как ожидается, в 2004 году, когда ожидается полная готовность документации для подготовительного периода на площадке АЭС. По плану ввод энергоблоков №5 и №6 Балаковской АЭС намечается в период 2008-2010 гг.
В соответствии с готовящимся проектом, строительство этих двух энергоблоков будет вестись поточным методом, что позволит снизить срок строительства каждого до 41-45 месяцев. Такая скорость строительства создаст возможность к середине следующего десятилетия выйти на темпы ввода ядерных энергомощностей - 1,5 ГВт в год, что заложено в принятой Правительством «Энергетической стратегии России на период до 2020 года». При индивидуальном строительстве на каждый энергоблок затрачивается в 1,5 раза больше времени. Производительность и качество труда при строительстве энергоблоков должна прийти в соответствие с намеченным в Энергетической стратегии удвоением производства электроэнергии на АЭС к 2020 году.
В истории отечественной ядерной энергетики строительство поточным методом ядерных энергоблоков велось на Запорожской АЭС (ныне – Украина) - 6 энергоблоков и на Балаковской АЭС (I очередь). Также строительство поточным методом было начато в свое время на Башкирской АЭС и Татарской АЭС.
Пресс-центр атомной энергетики