В гибели президента Македонии могут оказаться виновными военные НАТО. По некоторым данным, перед катастрофой его самолет шел на недопустимо низкой высоте, а вели его французские военные диспетчеры. Тем временем столица Македонии готовится проститься со своим лидером.
В понедельник вечером, четыре дня спустя после авиакатастрофы, в боснийском городе Мостар идентифицированы тела девятерых человек, в том числе президента Бориса Трайковского, разбившихся на самолете Beech-200. По сообщению «Би-би-си», с официальным заявлением об идентификации останков Трайковского выступил вице-премьер Македонии Йован Манасиевский. Как и большинство других жертв авиакатастрофы, глава Македонии был опознан с помощью анализа ДНК, настолько сильно обгорело его тело.
Церемония официальных похорон жертв катастрофы состоится в пятницу в столице Македонии Скопье. Накануне – в четверг – в здании парламента состоится гражданская панихида. 20 глав зарубежных государств выразили желание присутствовать на похоронах.
Как заявил премьер-министр Македонии Бранко Црвенковский, его правительство сделает все возможное, чтобы выяснить причины трагедии: «Республика Македония намерена найти объяснения всем обстоятельствам трагической гибели президента».
При этом он дал понять, что виновными в катастрофе могут быть объявлены натовские военные, под чьим руководством самолет Трайковского заходил на посадку.
В письме секретарю НАТО генералу Шефферу глава правительства Македонии также указал, что служба слежения за воздушным пространством над Мостаром находится под командованием французских миротворцев. «Мы просим Североатлантический альянс и вас лично способствовать передаче следствию всей информации, касающейся трагедии», – обратился Црвенковский к Шефферу.
Действительно, со времени окончания военных действий в 1995 году именно НАТО контролирует воздушное пространство Боснии. Однако теперь представитель пресс-службы НАТО в Македонии Крэг Ратклифф попытался дистанцировать структуры альянса от участия в поисково-спасательных мероприятиях, призывая «не делать преждевременных выводов и попыток найти козлов отпущения». Поводом для подобных заявлений стало появление в некоторых средствах массовой информации предположений об ошибках, допущенных НАТО при поиске места катастрофы и проведении расследования.
По сообщению агентства «Балкантаймс», разговоры об ошибках в действиях НАТО начались в воскресенье, когда представители руководства миротворческих сил признались в том, что «в начале спасательно-поисковой операции ими были допущены некоторые ошибки, а пресс-служба миротворцев оперировала противоречивой информацией».
Однако теперь представитель пресс-службы миротворцев Дейв Салливан опроверг это заявление. «Это абсолютно не соответствует действительности, – заявил он. – Руководство связью – задача федерального министерства внутренних дел, а не сил «СФОР». По его словам, после катастрофы силы «СФОР» лишь оказывали поддержку поисковой операции вертолетами и личным составом. Правда, в совместном заявлении Управления гражданской авиации Боснии и Герцеговины и «СФОР» всё же отмечается, что место авиакатастрофы было обнаружено спасательно-поисковой группой лишь через сутки после трагедии из-за плохой погоды, сложности ландшафта, а также, возможно, из-за плохого контакта между поисковыми и спасательными командами.
По информации РИА «Новости», уже прозвучали и прямые обвинения в адрес французских миротворцев.
Как сообщило телевидение Боснии и Герцеговины со ссылкой на «надежные источники в полиции», расследование гибели Трайковского показало, что радар, с помощью которого сопровождали президентский самолет, вышел из строя за три дня до трагедии.
Падение самолета не было вызвано также технической неисправностью самолета, который всего месяц назад прошел техническое обслуживание в Германии. Кроме того, в телепередаче «60 минут» отмечалось, что французские диспетчеры, которые 26 февраля вели самолет президента Македонии, были немедленно возвращены во Францию.
Для окончательных выводов о причинах авиакатастрофы пока собрано мало данных. Но, как заявил представитель Управления гражданской авиации Боснии и Герцеговины Джемаль Хасечич, «оба «черных ящика» с переговорами пилотов и техническими данными полета уже найдены. С ними работает объединенная международная группа экспертов». Кроме того, по сообщению «Балкантаймс», обломки самолета тоже перевезены в военный ангар в Мостаре, где их также исследуют эксперты.
Еще в субботу комиссия, расследующая обстоятельства гибели самолета президента Македонии, заявила, что версия покушения на Бориса Трайковского исключена.
Пока же предварительные результаты расследования обнародовала заместитель главного прокурора Македонии Роксанда Крстевска. По её словам, комиссия исключает версию, что самолет был сбит.
Как заявил источник в МВД Боснии и Герцеговины, диспетчеров «СФОР» могут признать виновными в том случае, «если следствие не установит, что у разбившегося самолета с македонской делегацией отказал мотор».
«В момент удара самолет шел на 650 метров ниже минимально разрешенной высоты полета. В этот момент машина находилась всего в 15 километрах от аэродрома в Мостаре, на котором должна была приземлиться. Посадка была под прямым контролем навигационной группы «СФОР», – заметил источник, пожелавший остаться неназванным.