НОВОСТИ


Рейман + Лесин =ослабление ФПГ

Росбалт
Новые назначения в российском Правительстве отнюдь не приведут к тому, что бизнес перестанет влиять на власть. На деле позиции одних крупных ФПГ усилятся, а других — ослабнут. В числе «выигравших» от правительственных перестановок можно назвать «Северсталь», «Лукойл», группу «Гута» и «Вымпелком», а в числе «проигравших» — «МегаФон» и «Видео Интернэшнл».
«Отставка министра связи Леонида Реймана и главы Минпечати Михаила Лесина означает, что Владимир Путин больше не собирается терпеть слияния государства и бизнеса», — отмечается в сегодняшнем аналитическом бюллетене инвестиционной компании «Атон».
Леонид Рейман до своего назначения в правительство в 1999 году занимал должность заместителя генерального директора «Петербургской телефонной сети» (ПТС, ныне — «Северо-западный Телеком»). Менеджеры этой компании стояли у истоков холдинга «Телекоминвест», который является крупным акционером национального сотового оператора «МегаФон». А бывший начальник Реймана по ПТС Валерий Яшин руководит сейчас «Связьинвестом». И не исключено, что позиции «питерских связистов» и руководителя отраслевого холдинга могут сильно пошатнуться. А позиции его конкурентов, в частности, «ВымпелКома» — усилиться.
После того, как совладелец этой компании «Альфа-Групп» приобрел блокпакет «МегаФона», у «ВымпелКома» начались проблемы с Госсвязьнадзором. И несмотря на то, что Рейман сохранил за собой пост первого заместителя министра транспорта и связи, вряд ли «питерские связисты» и дальше будут определять политику в отрасли — этим займется глава министерства Игорь Левитин, до последнего времени работавший заместителем гендиректора группы «Северстальтранс».
«Судя по всему, бывший министр связи Леонид Рейман покидает сцену, что, на наш взгляд, хорошая новость для «ВымпелКома», за последние три месяца ставшего мишенью для нападок со стороны Реймана. Стоит отметить, однако, что новый министр транспорта и связи не имеет большого опыта в области телекоммуникаций: более 30 лет Левитин занимался железнодорожным транспортом», — говорит Евгений Голоссной, аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог».
Эксперт Московского Центра Карнеги Ксения Юдаева полагает, что у Леонида Реймана и «питерских связистов» было много возражений по либерализации телекоммуникационной отрасли на переговорах по вступлению России в ВТО. «Это могло тормозить присоединение нашей страны к этой организации», — отмечает эксперт. Теперь же, по ее мнению, эти переговоры могут заметно ускориться, так как министерство транспорта и связи возглавил менеджер «Северстальтранса».
Как известно, владельцы «Северстали» являются активными сторонниками и лоббистами вступления РФ в ВТО, а глава «Северсталь-групп» Алексей Мордашов возглавляет соответствующую рабочую группу РСПП. Ведь то, что Россия пока остается за рамками этой организации, является большим препятствием в расширении экспорта российской металлургической продукции.
Сделки, которые за последние 2-2,5 года осуществлял «Северстальтранс», свидетельствуют о намерении этой компании стать игроком N1 на рынке стивидорных услуг и контейнерных перевозок России. Возможно, что перестановки в Правительстве создадут новые предпосылки для бизнес-рывка компании. Правда, в самом «Северстальтрансе» уход Игоря Левитина в Белый дом называют «серьезной кадровой потерей», но поверить в искренность этого заявления можно с трудом.
Компания владеет 50% акций «Национальной контейнерной компании» (другие 50% которой контролируются совладельцами «Морского порта Санкт-Петербург» Андреем Кобзарем и Виталием Южилиным) и через этот актив является мажоритарным акционером в контейнерном и металлическом терминале Санкт-Петербурга, а также в ЗАО «Балтконтейнертерминал» (Усть-Луга) и ОАО «Балтийский паром».
«Северстальтранс» аккумулировал контрольные пакеты акций ОАО «Восточный порт», ОАО «Туапсинский морской торговый порт», ОАО «Коломенский тепловозостроительный завод», контролирует ООО «БалтТрансСервис» (ведущий российский перевозчик нефтеналивных грузов). Компания эксплуатирует 17 тыс. полувагонов и цистерн.
Теперь у «Северстальтранса» и его партнеров, и без того контролирующих основные морские терминалы России, похоже, просто не останется серьезных конкурентов в портовом бизнесе. Ксения Юдаева из Московского Центра Карнеги предполагает, что Игорю Левитину будет поручено сделать более энергичной и внятной реформу железнодорожного транспорта, причем независимые перевозчики могут получить на этом рынке больше прав и возможностей по сравнению с РАО «РЖД».
В связи с приходом в правительство менеджера «Северстальтранса» вспоминается и недавняя покупка группой «Северсталь» 9% акций небольшого петербургского банка «Россия» (активы — 5,7 млрд. руб.) за 600 млн. руб. Получается, что весь банк покупатель оценил в $200 млн. Именно за такую сумму летом 2003 года «Интеррос» приобрел финансовую группу ОВК с суммарными активами около 14,2 млрд. руб., розничной сетью из 47 филиалов и 325 отделений во всех регионах России, компанией «Объединенная расчетная система», процессинговым центром СТБ КАРД и инкассаторской фирмой «ИНКАХРАН».
Ничего этого у АКБ «Россия» нет, зато есть влиятельные акционеры — в частности, более 40% акций принадлежит почётному консулу Таиланда в Петербурге Юрию Ковальчуку. Со времен работы Владимира Путина в питерской администрации Ковальчук считается вхожим в ближнее окружение главы государства. Другим основателем банка считается еще один близкий к Президенту чиновник — вице-президент РАО «РЖД» Владимир Якунин.
Сам банк «Россия» в начале 1990-х годов активно сотрудничал со Смольным. Когда в декабре 2003 года «Северсталь-групп» купила 9% «России», эксперты в один голос назвали цену многократно завышенной, но внятного объяснения загадочной сделке никто дать не смог. Возможно, теперь смысл дорогостоящего приобретения может проясниться...
С экс-министром печати Михаилом Лесиным случилась так же история, что и с Леонидом Рейманом — ему предложено остаться во власти в качестве заместителя министра культуры и массовых коммуникаций. Если даже он и согласится, то, вероятно, стоит ждать перемен на рекламном рынке. Ведь Лесин — один из основателей рекламного монополиста «Видео Интернешнл», который является эксклюзивным продавцом эфирного времени на «Первом канале», канале «Россия», REN-TV, а также уполномоченным агентством по продаже рекламы в телесети СТС.
У этой компании практически нет конкурентов на рекламном рынке, если не считать «НТВ Медиа», продающего эфирное время НТВ и ТНТ. Возможно, что теперь конкуренты не замедлят появиться, и не исключено, что пересмотреть свои отношения с продавцами рекламного времени в первую очередь придется государственным каналам.
Эксперты расходятся в оценке нового министра природных ресурсов Юрия Трутнева, который до вчерашнего дня являлся губернатором Пермской области. С одной стороны, наблюдатели указывают на его прочные связи с основными игроками, действующими в этом регионе. В первую очередь, это «ЛУКойл», добывающие активы которого сосредоточены в Пермской области, и этим объясняется его влияние в данном субъекте РФ. А промышленным «ядром» региона является Пермский моторостроительный комплекс — в него входят 12 авиадвигателестроительных предприятий.
Структура собственности здесь крайне запутанна. Основные активы сосредоточены в «Пермских моторах» (ПМ), Пермском моторном заводе (ПМЗ) и КБ «Авиадвигатель». В последнем упраздненному Минимуществу РФ принадлежат 46% акций, а блокпакеты — Pratt & Whitney (США) и компании «Технологии моторов», в которой, в свою очередь, 51% акций принадлежат менеджменту, а 49% — «Газпрому», для которого ПМЗ производит газоперекачивающие установки. В ПМЗ блокпакетами владеют группа «Гута» и Pratt & Whitney, на «Технологии моторов» приходится 3%.
Российское Правительство давно вынашивает планы объединения этих активов в Федеральном центре двигателестроения — холдинге «Пермский моторостроительный комплекс». По последним данным, «Газпром» хочет избавиться от своих двигателестроительных активов. Он продает, а может быть уже и продал блокирующий пакет акций КБ «Авиадвигатель» и 3% акций Пермского моторного завода. Основной претендент — группа «Гута», которая в 2003 году выкупила блокпакет ПМ у «Интерроса».
Можно сказать, что Юрий Трутнев находится в неплохих отношениях со всеми участниками этого пасьянса. Как бы то ни было, «Гута» может воспользоваться определенными преференциями при создании двигателестроительного холдинга.
Впрочем, аналитик инвесткомпании «Проспект» Дмитрий Царегородцев не склонен преувеличивать влияние «Лукойла» на нового министра природных ресурсов. Он характеризует его как человека «равноудаляющего» и абсолютно независимого от нефтяных группировок. Царегородцев напоминает, что на пост губернатора Пермской области Трутнев был избран в результате компромисса между влиятельным пермским предпринимателем Андреем Кузяевым и «Лукойлом», для которых было важно поставить нейтральную фигуру. «На посту министра он будет проводить линию равноудаления, четко выстроенную ранее в регионе», — предполагает эксперт.
Кстати, «Интеррос», находящийся с Трутневым в неплохих отношениях, аналитики подозревали в намерении поставить в Правительство своего человека. И в этой связи многие наблюдатели упоминали Александра Хлопонина, губернатора Красноярского края и экс-главу «Норильского никеля». Но холдингу Владимира Потанина «место» в новом кабинете министров получить не удалось. Поэтому, наверное, стоит предположить, что структуры «Интерроса» о дружбе с Юрием Трутневым забывать не станут.
Денис Пинчук, Виктор Цукер, «Агентство конфликтных ситуаций»