НОВОСТИ


Ресурсы образования. Заседание РОСРО в МГУ

Наталья Волгина
 8 апреля 2004г. в МГУ до позднего вечера  проходило очередное заседание Российского общественного совета развития образования (РОСРО). Заседание получилось, что называется, знаковым и весьма представительным. В историческом зале МГУ собрались новое руководство Министерства образования и науки во главе с министром Андреем Фурсенко, ректоры ведущих вузов России, руководство Российской академии образования, профсоюза работников образования, представители регионов, бизнеса, журналисты.
 На обсуждение влиятельной общественной организации был представлен доклад по одной из основных проблем – ресурсному обеспечению развития системы образования. Также на своем заседании совет РОСРО поддержал законодательную инициативу, которая позволит победителям олимпиад поступать в вузы без экзаменов.
Доклад «Образование в России: проблемы, ресурсы и возможности», включавший в себя в том числе последние данные статистики и результаты масштабных социологических опросов, представил его автор – ректор Высшей школы экономики и председатель РОСРО Ярослав Кузьминов. Вывод авторов масштабного документа не дает поводов для оптимизма: несмотря на предпринимаемые усилия, пока что российская образовательная система не справляется с поставленными задачами.
Школа дает все меньше социальных и коммуникационных навыков, и такую важную общественную функцию, как воспитание выполняет только семья. Средние специальные учебные заведения не удовлетворяют потребностей рынка труда, выпуская лишь 15% специалистов из 25% необходимых, и этот разрыв продолжает увеличиваться. Вузы за государственный счет готовят ненужных национальной экономике работников. Принцип «равного старта» давно забыт: качественное высшее образование недоступно без связей и денег, начальное и среднее профобразование не обеспечивают «социального лифта» – после ПТУ никто по специальности в вуз не идет, а семьи с низкими доходами не получают при поступлении никакой поддержки. Одновременно все больший кризис наблюдается в институтской науке: вузы, за малым исключением, ищут не таланты, а кошельки, уровень научных изысканий крайне низок.
Главная причина таких «деформаций», отмечается в докладе, в ресурсной необеспеченности. Однако притом, что средств хронически не хватает, огромные суммы тратятся впустую. Например, малокомплектные сельские школы – настоящие «черные дыры»: в год на одного ученика там приходится около $700 (в массовых школах - $300), при запредельно низком качестве образования. В ряде случаев ситуация доходит до абсурда. К примеру, в пересчете на одного учащегося ряд сельских школ получают больше средств нежели выделяется государством на тот же период для обучения, к примеру, студента МВТУ имени Баумана.
Ни для кого не секрет, что родители давно смирились с тем, что обучение своего чада в школе надо подкреплять «добровольными» пожертвованиями учителям и администрации школы. Однако, при том, что де-факто присутствует платность школьного образования, она не имеет законной юридической основы. По сути, рождается еще одна «черная дыра».  При этом  в отсутствии юридически прописанных механизмов,  деньги семей  помогают, но не столь эффективно как хотелось бы: школы, например, не имеют права оказывать образовательные услуги за рамками учебного плана. В целом, по данным доклада, существующая система образования неэффективно использует до 25% бюджетных средств и до 35% средств семей.
Все эти вопросы действительно стоят весьма остро – в отсутствие каких-либо изменений, система образования будет работать против интересов страны. Стратегию дальнейшего развития отрасли новый министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал обнародовать к началу учебного года – над разработкой реформы продолжается тяжелая работа. В этой ситуации мнение влиятельной общественной организации РОСРО, объединяющей депутатов, ректоров крупнейших вузов, видных ученых, представителей исполнительной власти и делового сообщества, весьма важно для достижения результата, который бы устроил всех.
В докладе приводится комплекс мер, который позволил бы к 2010 г. изменить ситуацию. Прежде всего, структура системы образования должна быть приведена к исполнению реальных потребностей. Среди предложений доклада, например, предоставление школьникам старших классов большей свободы в выборе предметов и сокращение неэффективной системы среднего профессионального образования (СПО). Начальное профобразование (НПО) предполагается сосредоточить на обучении профессии и сократить до 2-х лет, при этом полное общее образование целиком переходит в систему общеобразовательных школ. В свою очередь,  учреждения СПО - техникумы и колледжи преобразуются в 3-годичный технический бакалавриат, поступить в который можно только с полным средним образованием. Таким образом, система отстраивается так, чтобы не давать людям ненужные знания. Аналогично предполагается изменить и систему высшего образования: сначала 4 года бакалавриата и получение общего высшего образования, затем 1-2 года магистратуры с учебой по выбранной специальности.
Одним из принципов реформы должно стать подушное нормативное финансирование, на которое, кстати, в этом году переводятся школы. В соответствии с ним государство выделяет образовательному учреждению средства на каждого учащегося. Помимо этого, естественно, необходимо увеличить государственное финансирование (сегодня оно составляет 3,8% ВВП, для сравнения в даже в Индии, не говоря о развитых странах, цифра доходит до 4,2%). Предполагается также создать условия для расширения возможностей легального и прозрачного спонсирования образовательных учреждений со стороны семей и предприятий.
Конкретные вопросы, касающиеся инструментария реформы, пока находятся в стадии обсуждения, но в перспективе доклад РОСРО станет основой для обращения к президенту и правительству. Однако только совещательной деятельностью совет не ограничивается. Во многом благодаря активной позиции РОСРО, до 2-х тысяч наиболее талантливых ребят со всей России, победивших и получивших призы на окружных и городских этапах всероссийских олимпиад, скоро смогут поступать в вузы без экзаменов. На прошедшем заседании была одобрена соответствующая законодательная инициатива – проект поправок к Федеральному закону «Об образовании», уже нашедший поддержку и в думском Комитете по образованию и науке.