НОВОСТИ


«Военно-промышленный комплекс всегда национальный!»

ИА "МиК"
    Российская экономика жаждет инвестиций. И российской оборонный комплекс, наверное, тоже. А посему правительство готовит законопроект, который снимет ограничения на участие иностранного капитала в предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса. Об этом, выступая 20 апреля на «круглом столе» по проблемам реструктуризации оборонных комплексов России и стран НАТО,  заявил первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Александр Бриндиков. Ранее увеличение ныне существующей нормы с 25% до 49% лоббировал в должности вице-премьера Борис Алешин, который при своем мнении остался и сегодня.
  Может ли данное решение представлять угрозу для российских национальных интересов? Собеседник МиК – член Коллегии военных экспертов, профессор Иван Антонович:
  - Поскольку  уже возможность инвестиций в наш оборонный комплекс открыта, хотя и ограничена 25%, то каких-то принципиально новых изменений тут не предвидится. Пока государство будет иметь в руках контрольный пакет акций, навряд ли можно предполагать, что инвесторы вытеснят реальных владельцев, либо будут слишком сильно участвовать в формировании политики. Ведь главным заказчиком  оборонного комплекса в любой стране остается национальное государство. И потом национальное государство решает, что где и т.д. продать, и главным образом, исходя не из того, чтобы заработать, а из того, чтобы закрепить свое политическое и иное влияние в странах, куда это оружие поставляется. Заработки в основном политические, хотя и экономические интересы тоже всегда имеют значение.
  Но вот увеличение этого поступления чревато сильными, так сказать, последствиями, которые сейчас не предвидимы. Как только инвесторы увеличивают свой инвестиционный  пакет, они стараются все больше и  больше влиять на ход самой промышленной политики. На определение стратегии и т.д. И тут очень легко дезориентировать национальное оборонное производство. Поэтому без серьезных соглашений с НАТО, где будут выданы гарантии российской безопасности, о которых мы говорили раньше, без каких-то новых договоренностей о взаимном сотрудничестве на равных, подобного рода неосмотрительное увеличение финансирования было бы чревато. Чревато последствиями, которые сейчас просто не предвидимы, но которые можно изучать по параллельному опыту в других областях, где есть инвестиции и есть дополнительные партнеры, которые хотят быть одновременно и хозяевами.
  И поэтому, если есть гарантии политических взаимоотношений на новом уровне, если есть гарантии того, что НАТО не станет ударной силой против России никогда и ни при каких обстоятельствах, если есть гарантии того, что будет разработана совместная политика, в том числе и участия в мировых процессах, поскольку НАТО уже заявила устами своего генерального  секретаря, что она сейчас новая мировая военная организация, - тогда за последствия вложений инвестиций в российский ОПК можно будет не беспокоиться.
  Сегодня же ни о каких новых деньгах нельзя говорить потому, что это будет 30 серебряников. А мы уже заглотнули серебряников немало и люди, которые их предлагают, остались у нас, в наших  структурах. Вот и все!
  Поэтому сначала соглашение, сначала законодательная база долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с НАТО на равных, а потом уже приглашение инвестиций в разработку новых военных технологий, где приоритетным будет российский национальный интерес, а вторым порядком – взаимное сотрудничество. Не иначе.
  Но это страшно трудно реализовать в современных условиях потому, что наши государственные деятели слишком привержены по-прежнему идее сначала получить 1000 долларов, а потом попросить какие-то гарантии. В итоге когда приходит время для гарантий, долларов уже нет, они давно уже разворованы.
  Что же касается заявлений о возможном создании транснациональных военных корпорациях, который сейчас в правительстве звучат, то это болтовня. Нет в мире транснациональных военных корпораций! Все равно они должны быть национальными, в данном случае - под нашим контролем. Военно-промышленный комплекс всегда национальный! Другое дело, что крупные транснациональные корпорации всегда с удовольствием выхватывают у государства военные заказы, но это уже другой вопрос.