НОВОСТИ


В армию вернулось единоначалие

Минобороны России
 11 июня 2004г. Госдума приняла в третьем чтении поправки к закону «Об обороне», которые разграничивают и определяют полномочия главного военного ведомства как такового и Генштаба РФ как одного из его управлений. Поправки были приняты в рамках административной реформы, в том числе проводимой в силовых структурах. Напомним, что согласно Указу президента России от 9 марта 2004 года в стране выстроена четкая система органов исполнительной власти, состоящая из трех уровней соподчиненности: федеральных министерств, служб и агентств. Между тем, Генштаб, являющийся подразделением Минобороны, фактически стоял на одном уровне с федеральными органами власти. Так, например, начальник Генштаба был наделен полномочиями координировать вопросы оборонной деятельности федеральных ведомств. Теперь же все расставлено по своим местам – Генштаб стал составной частью профильного министерства.
По мнению одного из военных экспертов, Госдума решила самый острый вопрос в реформе силовых ведомств – разделение полномочий между Генштабом и Минобороны. Ведь административная реформа должна проходить не на уровне сокращения подразделений, а на уровне определения целей и распределения функций между Минобороны и Генштабом. Причем эти функции должны соприкасаться, но ни в коем случае не пересекаться, чтобы эффективно выполнять поставленные задачи.
О необходимости это сделать министр обороны Сергей Иванов заявил еще в начале нынешнего года на заседании Академии военных наук. По его мнению, в военной организации при всех реформах и оптимизациях неизменным должен оставаться «принцип единоначалия и единства военного управления». Как отметил Иванов, за время пребывания на посту министра он имел возможность убедиться в том, что Генштаб вынужден заниматься не свойственными ему управленческими и административными функциями. «Это объективно снижает эффективность работы, - подчеркнул министр. - Приводит к тому, что прекрасные идеи далеко не всегда воплощаются в лучших результатах».
Теперь, с принятием закона, для управления Вооруженными силами будет достаточно одного Минобороны - раньше, согласно ст. 13 закона, руководство осуществлялось и с помощью Генштаба, который ранее назывался в законе «основным органом оперативного управления». Отныне «мозг» армии превратится в орган военного планирования и анализа, а повседневное руководство Вооруженными силами отдается Минобороны. По словам Сергея Иванова, Генштаб сосредоточится на изучении и анализе вооруженных конфликтов и войн современности, чтобы предугадать характер возможной будущей войны. Для чего ему требуется каждодневно заниматься вопросами стратегии и оперативного искусства.
В законе полностью ликвидируется статья 15, в которой определены функции Генштаба. Отныне он уже не вправе будет разрабатывать предложения по военной доктрине России, план строительства ВС РФ и координировать деятельность других силовых структур стран. Внесены изменения и в пункт 2 статьи 13 «Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации». В старой редакции написано, что министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб. Новая редакция гласит, что «управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны России». Специальное положение о Генштабе будет утверждать не президент России, а министр обороны. Соответствующие поправки сделаны в статьи 4 и 14 закона.
Главная цель военной реформы состоит не в численном сокращении армии и генеральских должностей. Главным должно стать качественное повышение боеспособности Вооруженных сил России, управляемости, готовности адекватно реагировать на любые вызовы безопасности государства, умение использовать современное вооружение, технику, системы связи и разведки. Депутаты Госдумы, поправив закон «Об обороне» и сведя функции Генштаба к военному планированию и боевому управлению, сделали первый шаг к более эффективному функционированию военного ведомства. Кроме того, принятые в закон изменения в полной мере реализуют основные принципы новой структуры государственной власти в рамках проводящийся административной реформы.