НОВОСТИ


Что будет с ценами на бензин?

Александр Сологуб
ИА «Росбалт»
Бензин в России больше чем бензин

С начала 2004 года цены на бензин в России выросли на 29,9%. Аналитики считают, что такая динамика цен сохранится и в будущем году. Причин для снижения цен, впрочем, как и для замедления темпов роста аналитики не видят. Средняя цена бензина на начало ноября в России составила 13,67 рублей за литр, а дизельного топлива — 12,09 рублей. И это не предел. За оставшиеся до конца года два месяца цены подрастут еще на 3-4%.

В Москве цены на топливо в среднем на 2% выше общероссийских. В Петербурге разница не столь велика. А цена наиболее потребляемой марки бензина — А76 — даже ниже среднероссийской.

Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо в некоторых субъектах РФ на 1 ноября 2004 года (рублей/литр)

Глава федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев объясняет рост цен на топливо высокой стоимостью углеводородов на мировых рынках и монополизацией региональных рынков. По его словам, две трети российских региональных рынков олигопольного типа и компании без труда вступают в ценовой сговор.

«Происходит стремительное снижение количества компаний малого и среднего бизнеса, работающих в нефтяном секторе. Доля этих компаний сократилась с 12% до 7%», — говорит Игорь Артемьев. По его мнению, ценовую политику в отрасли определяют семь вертикально интегрированных компаний, поделившие российский рынок. «Стремительный рост цен на бензин на 20% связан со злоупотреблениями доминирующим положением, созданием картелей и согласованными действиями компаний в регионах и на 80% связан с внешнеэкономической конъюнктурой, — уверен глава ФАС. — На региональных рынках цены на бензин фактически диктуют одна-две компании». По словам Игоря Артемьева, поставки нефтепродуктов в субъекты РФ фактически осуществляются в рамках договоренности между региональными властями и вертикально интегрированными компаниями, а не являются результатом экономического выбора участников рынка.

За последние полгода антимонопольной службой против нефтяных компаний «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сибнефть» и других возбуждено уголовных дел больше, чем за 4 предыдущих года.

В ходе проверок специалисты антимонопольного управления установили, что эти компании поставляли топливо в отдельные регионы страны по ценам, превышающим оптовые цены поставки в соседних регионах с сопоставимыми условиями. Например, ОАО «Сибнефть» поставляло через дочернюю компанию ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» дизельное топливо в Омскую область по ценам, превышающим оптовые цены поставки в граничащей с ней Новосибирской области.

Нередко действия самих органов госвласти способствуют монополизации рынков. В частности, ФАС месяц назад выиграло в суде первой инстанции дело против правительства Москвы. Речь шла о выделении эксклюзивных прав одной нефтяной компании по предоставлению земельных участков для развития розничной торговли нефтепродуктами. На сегодняшний день максимальный штраф, который может быть предъявлен ФАС компании нарушителю, составляет 5 тысяч МРОТ ($16,5 тысяч). Это капля в море в сравнении с теми доходами, что получают нефтяники от продажи бензина. Только за 2003 году от продажи нефтепродуктов на внутреннемрынке нефтяники выручили $16,6 млрд.

По мнению Дмитрия Царегородцева аналитика Rye, Man & Gor Securities (RMG) динамика цен на автомобильный бензин и дизельное топливо в России обоснована. «Увеличению цен способствует рост валового внутреннего продукта (ВВП), инфляция и увеличение автопарка, — считает Дмитрий Царегородцев. — Рост ост ВВП обуславливает рост товарооборота. Прирост автопарка вызван увеличением доходов населения и активизацией коммерческой активности малого и среднего бизнеса», — поясняет аналитик. По его мнению, внутренние цены тяготеют к мировым. Один баррель отечественной нефти (URALS) за пределами России стоит $38. А внутри страны за тот же баррель дают $22-23.

Такое положение дел больше стимулирует нефтяников наращивать экспортные мощности: вкладывать деньги в нефтетерминалы, танкеры, цистерны, а не в нефтеперерабатывающие заводы. Их нефтяники финансируют по остаточному принципу. Выделяемых средств хватает на проведение плановых ремонтных работ на НПЗ и незначительную модернизацию. Красноречиво о положении в нефтеперерабатывающем секторе говорят данные Госкомстата РФ. За десять месяцев текущего года первичная переработка нефти и выработка автомобильного бензина в России практически не отличается от уровня прошлого года. За последние несколько лет 2004 год стал первым, когда объем переработки нефти в России перестал расти.

Аналитики объясняют такую динамику замедлением роста потребления нефтепродуктов внутри страны. По прогнозам прирост потребления нефтепродуктов в 2004 году составит 0,1-0,3%. Почуяв неладное, нефтяники быстро сообразили, что при высоких ценах на нефть за пределами страны переработка и экспорт нефтепродуктов становится для них не таким прибыльным видом бизнеса, как экспорт нефти. Здесь и маржа высокая и оборачиваемость выше.

Государство старается не вмешиваться в топливный рынок. Его вполне устраивает такое положение дел. Ведь растущие цены на бензин — это дополнительные доходы в бюджет. Не так давно в правительстве поднимался вопрос о том, чтобы использовать лежащий мертвым грузом государственный стратегический запас топлива для регулирования рынка. Но от этой идеи быстро отказались. Приберегли на черный день.

«Стратегический запас, думаю, использовать нерационально. Эффективнее создать соответствующую среду, которая бы заинтересовала нефтяников больше инвестировать в нефтепереработку, — говорит начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. — К тому же реализация стратегических резервов будет иметь только краткосрочный эффект, а в нефтянке надо думать на 20-30 лет вперед». На столь долгий срок российские нефтяники стараются не загадывать...