НОВОСТИ


РЕВОЛЮЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ?

Леонид Гусев
Практически все аналитики пришли к выводу, что осуществить "цветную" революцию в Казахстане будет несколько сложнее, чем на Украине или Грузии. "Небархатный" киргизский сценарий или мятеж, подобный событиям в Андижане, более возможен, хотя бы для вывода действующей власти из поля легитимности.
С формальным поводом для "революции" все предельно ясно — на декабрь 2005 года намечены президентские выборы, и президент Назарбаев уже заявил о выдвижении своей кандидатуры. Недаром, Евросоюз и США давно уже "шумят" по поводу нарушения прав человека и давления на СМИ в Казахстане. Они пытаются запустить в Республике Казахстан (РК) уже отработанную тактику финансового обеспечения своих интересов через неправительственные организации, которых сегодня в Казахстане насчитывается около 2,5 тысяч. Все они получают финансовую поддержку более чем 200 международных фондов и донорских организаций, как правило, продвигающих американские и европейские интересы. На переднем плане их повестки дня — декларируемая борьба США за демократию во всем мире, война с терроризмом и наркоторговлей. На более глубоком уровне задачи совсем другие — снижение зависимости Казахстана от российских систем транспортировки нефти и, тем самым, — геополитическое ослабление России и военное присутствие в стратегически важном Центральноазиатском регионе (ЦАР). Малоизвестно, что с лета 2003 г. США финансируют строительство совместной военной базы в "нефтяной столице" РК — портовом городе Атырау на побережье Каспия. В последнее время добавился новый мотив — сдерживание, в том числе энергетическое, Китая.
Однако "свалить" политическую систему, выстроенную вокруг сильной президентской вертикали будет нелегко. Сейчас казахстанские "губернаторы" — акимы — всех уровней назначаются напрямую президентом. Основные финансовые потоки страны распределяются центром. Абсолютное большинство местных представительных органов контролируется пропрезидентскими партиями. Это позволяет центральным властям за счет так называемого административного ресурса контролировать все основные внутриполитические процессы.
Кроме того, руководство Казахстана пытается извлечь уроки из событий в Бишкеке и Андижане. Власти боятся, что пламя нестабильности в Центральной Азии быстро перекинется в Казахстан, и готовятся жестко этому противодействовать. Из опыта Кыргызстана и Узбекистана стало понятно, что при определенных условиях, если не применять силовые акции, ситуация может выйти из-под контроля. Уже прошла информация, что МВД республики Кахахстан готовится дополнительно приобрести спецсредства: закупить водометы для оснащения спецназа, а также рассматривает возможность применения резиновых пуль при разгоне демонстраций. Летом были проведены учения, на которых отрабатывалось взаимодействие представителей разных подразделений силовиков на случай несанкционированных шествий и демонстраций.
Стремление силовых структур повысить свою боеготовность в преддверии президентских выборов, еще раз свидетельствует о том, что власть не уверена в поддержке народа и, по сути, боится его. Наглядным примером тому является подписанный недавно президентом Назарбаевым законопроект о внесении изменений в Закон "О выборах". Аналитики считают, что, если возникнет вопрос о необходимости применения силы против так называемых "революционеров", то власти Казахстана, в отличие от Аскара Акаева, долго церемониться не будут. Нет сомнений в том, что наверху отдадут такой приказ, но есть обоснованные сомнения в том, что его будут неукоснительно выполнять. Если казахская власть решится на такой шаг и применит хотя бы спецсредства против собственного народа, это будет иметь самые непредсказуемые последствия.
По сравнению с соседями, у Казахстана больше уязвимых мест с точки зрения имиджа в глазах международного сообщества. Исламу Каримов многое могут списать и простить, поскольку и раньше его методы воздействия на политических оппонентов не отличались гуманностью. Туркменбаши уже давно воспринимают как одного из тиранов Центрально-Азиатского региона. Что касается Казахстана, то руководство РК давало немало публичных обязательств относительно вхождения Казахстана в клуб цивилизованных демократических государств. Зять Назарбаева лично озвучил идею о председательстве Казахстана в ОБСЕ, что уже стало частью государственной идеологии. Все это, надо полагать, будет ограничивать поле для силового маневра казахской власти. Не следует забывать, что казахская политическая и бизнес-элита отнюдь не хочет превращаться в изгоя по образцу Беларуси, где сам президент и его ближайшее окружение, по сути, являются "невыездными".
    Тем более, что в Казахстане политическая и экономическая ситуация не такая однозначная, как в Кыргызстане. В Казахстане клубок интересов намного более запутанный; там больше политических и экономических группировок, которые имеют свои сложившиеся политические взгляды на будущее страны. Поэтому если в РК начнутся "революционные" процессы, аналогичные тем, что произошли в Кыргызстане и Узбекистане, то основные линии конфликта будут проходить не только между властью и оппозицией, сколько между влиятельными клановыми группировками, которые будут использовать все методы для сохранения своей власти и, самое главное, своей собственности. В этом случае аналитики не исключают применения не просто спецсредств, но и более серьезного оружия в борьбе кланов, переходящей в гражданскую войну с угрозой фрагментации Казахстана.
      Ещё весной пропрезидентские партии — Аграрная и Гражданская — объявили о создании народно-демократического фронта. Новое объединение публично заявило о готовности "взять оружие в руки", чтобы отстоять "суверенитет страны и свободу выбора граждан". Тем самым, Астана, предупреждая оппозицию о возможных последствиях для участников акций протеста, признала саму возможность восстания. Обычно пишут, что, несмотря на сложный этнический состав населения Казахстана, власть, скорее всего, может не опасаться разыгрывания "национальной карты" либо деления страны на восток-запад или юг-север. Но в отношениях кланов противостояние Север-Юг сильно обострилась.
     Индустриальный Север Казахстана, представленный в Мажилисе новообразоваваным блоком АИСТ, группируется вокруг лондонского трио с центром в Павлограде. Это новые казахстанские миллиардеры – Патох Шодиев, Алиджан Ибрагимов и Александр Машкевич. Двое из них — выходцы из соседнего Узбекистана, третий — представитель еврейской диаспоры из Киргизии, что не может не вызывать резкого неприятия у представителей традиционной элиты Казахстана. Последние, будучи выходцами в основном из "южного жуза", группируются вокруг Алма-Аты. Сегодня политическим центром консолидации оппозиции является партия "младотюрков" "АК-ЖОЛ". Первый шаг в направлении этой консолидации уже сделан: казахстанская оппозиция создала Координационный совет демократических сил (КСДС).
     Солидное подкрепление оппозиция приобрела в лице еще одного последователя казахстанских политических обычаев Жармахана Айтбаевича Туякбая — бывшего председателя Мажилиса (нижней палаты парламента республики). В прошлом году он неожиданно для всех публично высказался о массовых фальсификациях в ходе состоявшихся в Казахстане парламентских выборов и перешел в лагерь противников Назарбаева. Именно вокруг Туякбая и акжоловцев призывают консолидироваться оппозицию давние противники Назарбаева. Одним из наиболее ярких оппозиционеров является Акежан Кажегельдин, бывший премьер-министр Казахстана, который теперь находится в эмиграции. К объединению усилий призывает также известный в народе Галымжан Жакиянов, довольно харизматичный лидер партии "Демократический выбор Казахстана". В данный момент он находится в тюрьме, что не может не вызвать аналогий с киргизом Феликсом Куловым.
     Как это уже стало традиционным при рассмотрении "цветных" революций на территории бывшего СССР, добавлю несколько слов о "внешнем факторе" в возможной смене власти.
     Во-первых, российское "чувство локтя" вряд ли может спасти Казахстан от социальных потрясений, а Назарбаева лично — от смещения с престола. Москве в ее отношениях с Астаной важны не персоналии, а казахстанская нефть и газ. Тем более, что уровень проработки российской политики в странах СНГ привычно низок, и казахстанское направление не является исключением. Так, нынешняя Россия в ее стремлении ассоциироваться с Евросоюзом пошла на столь поспешную делимитацию границ, что забыла даже поставить вопрос о части Транссиба, проходящей по территории РК.
     Во-вторых, Назарбаеев традиционно лавирует между центрами силы — Россией, ЕС и США, но поле для маневра постоянно сужается. В последнее время к этому сложному раскладу добавился и Китай. Предполагается, что к 2010 году Китай способен до четверти экспортируемой сырой нефти получать с месторождений на Каспии и на северо-западе Казахстана. Прокладка межгосударственного нефтепровода Китай - Казахстан была намечена еще в 1997 году, но отмашка проекту была дана сразу после событий в Киргизии, которые проходили при сильных антикитайских настроениях. Церемония подписания контракта по субподряду на строительство восточного участка нефтепровода Атасу — Алашанькоу состоялась 30 марта в Алматы. В предельно сжатые сроки — до 15 декабря — стороны должны построить и сдать в эксплуатацию данный участок.
     Предполагается, что принципиальная позиция США — не допустить поставок энергоносителей Центральной Евразии в Китай — может стать спусковым механизмом политического кризиса уже в конце этого года. С осени 2005 года можно ожидать новой атаки на Назарбаева. Причем даже в условиях невозможности разыграть "национальную" или "экономическую" карту оппозиция может смело делать ставку на размах коррупции, совершенно непрозрачную судебную систему, подконтрольность властям средств массовой информации и фактическое отсутствие свободы волеизъявления.