НОВОСТИ


Призрачная угроза?

Аскар УМАРОВ
"Новости недели", Казахстан, 6 августа 2003г.
Призрачная угроза?
Комитет национальной безопасности (КНБ) республики Казахстан уже задерживал членов "Хизб-ут-Тахрира" с оружием и взрывчаткой, что вряд ли говорит о мирном характере этой организации
Они уже давно среди нас. Их вдохновенные речи, сопровождающиеся на первый взгляд аргументированными доводами, сбивают с толку и сеют в умах простых людей семена сомнений. И начинает казаться, что не так уж и страшны эти молодые приветливые ребята, которых трудно представить адептами международного терроризма. Но это только внешняя сторона, потому как имя их организации – "Хизб-ут-Тахрир"

Последователь

– Агай, вы мусульманин? – обратился ко мне скромно одетый парень лет 25, когда я шел мимо центральной мечети Алматы, прямо напротив офиса Духовного управления мусульман Казахстана. Естественно, что мой ответ прозвучал в соответствии со всеми канонами ислама:

– Альхам дулилля, я мусульманин.

Мой собеседник обрадовался этому факту и начал длинную речь о том, как сегодня извращены идеи ислама и мало кто озабочен будущностью мусульманского мира. Во мне родилось некое подозрение. На вопрос, а не из запрещенной ли он партии "Хизб-ут-Тахрир", Канат (так звали моего случайного собеседника) ответил утвердительно и даже порадовался моей догадке.

– Нас уже узнают, значит, усилия наши достигают своей цели. Сегодня нас узнают, завтра будут интересоваться, а послезавтра станут членами нашей партии, – сделал он вывод.

Далее началась длинная проповедь о необходимости вступления всех честных мусульман в партию "Хизб-ут-Тахрир" ради установления порядка и справедливости во всем мире. К его вдохновенной и грамотной речи на казахском языке стали прислушиваться даже отдыхающие на скамейках молодые люди. Группа подростков, идущая в мечеть на вечерний намаз, почтительно с нами поздоровалась.

Отколовшиеся

"Хизб-ут-Тахрир", иначе Партия освобождения, была создана в Иерусалиме в 1953 году группой людей во главе с шариатским судьей Такиидином Набхонием, которая откололась от радикальной организации "Братья-мусульмане". На официальном сайте партии ее идеология звучит следующим образом: "Хизб ут-Тахрир" – политическая партия, идеологией которой является ислам. Это означает, что вся деятельность партии основывается исключительно на исламе. Целью является возрождение мусульманской уммы (общины. – А.У.) таким образом, чтобы возобновить исламский образ жизни посредством восстановления халифата". При этом необходимость создания политической партии "хизбы" мотивируют сурой из Корана, которая гласит, что "пусть будет среди вас группа, которая призывает к добру (исламу), приказывает, что есть правое и запрещает плохое (недозволенное), и они есть те, кто счастлив". Впрочем, как показывает практика, трактовка Священного Писания в исполнении членов "Хизб-ут-Тахрира" очень сильно отличается от общепринятой.

Метод работы партии предполагает три стадии. Первая – это привлечение новых адептов и их обработка, вторая – взаимодействие через них, а также привлеченных влиятельных людей на общество и наконец третья – консолидация и установление в отдельном регионе исламского правительства, чтобы в дальнейшем использовать его в качестве базового лагеря для распространения идей халифата по всему миру.

Первоначально ареалом интересов партии был Ближний Восток, но по мере развития она стала усиленно осваивать новые просторы. К слову, еще два года назад "Хизб-ут-Тахрир" на вполне легальной основе существовала в Германии. Первой постсоветской страной, куда пришли "хизбы", был Таджикистан, потом Узбекистан, после известных баткенских событий последователи Партии освобождения пришли в Киргизию. В Казахстане активизация их деятельности началась около трех лет назад.

Партия состоит из ячеек численностью по три человека. Главный из них входит еще в одну ячейку, лидер которой является членом вышестоящей группы, и так до самых верхов руководства организации. Причем рядовые члены "Хизб-ут-Тахрира" знают только соратников по тройке. Это дает возможность сохранять конспирацию, а также является определенным стимулом для отдельных амбициозных "хизбов": хочешь стать лидером, тогда набирай больше людей в организацию и подвигай их к тому, чтобы они сами привлекали дополнительно новых членов. Но только этого недостаточно, перед тем как создавать собственную линию, нужно много учиться у старших товарищей. Если число членов на определенной территории достигает предельного количества, то там создается региональное управление – вилайят, который в свою очередь подразделяется на амираты. К примеру, долгое время Казахстан находился в ведении Ташкентского амирата, потом появилось собственное управление, разделившееся затем еще на два – Чимкентский и Джамбулский амираты, в Алматы создание подобного органа только планируется.

Простая методика

Обычно проповедники идей "Хизб-ут-Тахрира" – это молодые парни, преимущественно из сельской местности. К примеру, Канат переехал из Джамбулской области. На жизнь зарабатывает мелкой торговлей, за распространение идей партии, по его словам, ничего не получает.

Но уровень их пропагандистской подготовки восхищает. Обычная простая речь сопровождается убедительными примерами из нашей повседневной жизни, как говорится, "давят на психику". К примеру, Канат, перед тем как перейти непосредственно к основной части агитации, сначала принялся обрисовывать общую ситуацию в стране.

– Разве вас устраивает, что наши сестренки торгуют своим телом, а братья пьют водку и употребляют наркотики? Или вы и дальше готовы терпеть мздоимство со стороны чиновников и неуважение властей к простому человеку? – с горечью в голосе вопрошал он.

Естественно, что ни один нормальный человек этого терпеть не хочет, а тут член Партии освобождения предлагает свой выход – создание всемирного исламского халифата. Оказывается, только при этом государственном устройстве можно достичь всеобщего благоденствия. Но сначала все мусульмане как один должны вступить в "Хизб-ут-Тахрир" и помочь этой организации встать во главе будущего государства. Причем проповедник обязательно отметит, что его партия предполагает ненасильственный захват власти путем выборов или любыми иными бескровными способами.

Все эти идеи сопровождаются сурами из Корана. Причем трактуются они довольно своеобразно. Сама идея исламского халифата объясняется тем, что в священной книге сказано о единстве всех мусульман, и далее в том же духе.

Мастера полемики

Об уровне подготовки членов "Хизб-ут-Тахрира" можно судить по их умению найти ответ на любой вопрос. При этом они смешивают понятия религии и светского государства. Сама идея исламского халифата противоречит действующей Конституции республики, поскольку подразумевает прекращение существования такого государства, как Казахстан. На это "хизбы" замечают, что они не признают каких-либо правительств, кроме исламского халифата, и не считают, что основной закон какой-либо страны может быть выше канонов Корана.

– В мире сегодня нет исламских государств. Иран, Пакистан, Саудовская Аравия только называют себя таковыми. На самом деле они еще больше погрязают в коррупции и лицемерии. Мы же создадим всемирный халифат, где не будет лжи, обмана, проституции, пьянства, наркомании, – заявил мне Канат.

На мое замечание, что все это несколько напоминает утопию, он привел суру из Корана о единстве мусульманской уммы, которая, мягко говоря, данной ситуации ну никак не соответствовала. Хотя для темного крестьянина она бы прозвучала вполне убедительно. Причем как только "хизб" чувствует, что он проигрывает полемику, то начинает говорить без остановки, оперируя сложными политологическими и теологическими терминами, не давая собеседнику вставить свою реплику. Это достаточно известный прием, когда огорошенный бурным потоком информации человек сдает свои позиции и уже в какой-то мере начинает принимать противную сторону.

Комитет национальной безопасности (КНБ) республики уже задерживал членов "Хизб-ут-Тахрира" с оружием и взрывчаткой, что вряд ли говорит о мирном характере этой организации. Однако адепты этой запрещенной партии, как и полагается в таких случаях, заявили мне о провокациях спецслужб. Правда, дальнейшая беседа показала, что, несмотря на все свои заявления о ненасильственности, "хизбы" не исключают возможности взять в руки оружие.

– Если нашим идеям будут сопротивляться, мы станем шахидами (мучениками) и умрем за веру, а халифат будет создан, – заключил окончательно вошедший в раж Канат.

На действие без противодействия

"Хизб-ут-Тахрир" очень умело пользуется тем, что в стране еще сохраняется неблагополучная социальная обстановка. Поэтому, наверное, к нему примыкают в основном маргинальные и люмпенизированные слои общества, находя в его идеях некую призрачную надежду на улучшение жизни. Государственная пропагандистская работа ведется еще слабо и нередко заключается в очередном тое с большим количеством выпитой водки и съеденного мяса. И вот в этот идеологический вакуум приходит "Хизб-ут-Тахрир" с простыми, на первый взгляд, истинами, провозглашая не столько панисламскую, сколько панарабскую идею. Что уже само по себе несет угрозу только делающему первые шаги молодому государству Казахстан.

Сегодня "Хизб-ут-Тахриру" противостоят только спецслужбы. В КНБ нам заявили, что они бы и рады прекратить деятельность деструктивной организации, но сделать это могут, лишь когда те нарушают закон, к примеру, хранят оружие или распространяют антигосударственные листовки. Сами члены Партии освобождения уже уверовали в свою безнаказанность.

– В лучшем случае за распространение листовок меня приговорят к условному сроку заключения. Я же просто хожу и проповедую, кто меня привлечет к ответственности? Ведь вы живете в демократическом государстве, – сказал Канат.

К сожалению, совершенно не борется с "Хизб-ут-Тахриром" и традиционное духовенство. Со стороны Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) сегодня не ведется какой-то работы с населением. Партия освобождения, пользуясь этим обстоятельством, зазывает к себе молодежь, а затем уже никто не может переубедить ее, что "хизбутовское" объяснение ислама – неверное.

- Мы не обращаем внимания на "Хизб-ут-Тахрир", они извращают Коран, поэтому для нас не существуют, – заявили в ДУМК.

Вербовка сторонников Партии освобождения идет при минимальном сопротивлении со стороны официальных властей. Это и представляет наибольшую угрозу. Ведь воевать в открытую с террористами вроде "Аль-Каеды" легче, чем бороться с теми, кто действует изнутри, кто не идет напролом, а "работает с людьми" в прямом понимании этого пропагандистского штампа советского времени.

А "хизбы" настроены более чем решительно.

– Когда мы создадим халифат, многие из тех, кто не принял наших идей, очень сильно пожалеют об этом, – заявил мне по окончании беседы Канат.

Досье "Новостей Недели"

В Казахстане деятельность филиалов "Хизб-ут-Тахрира" отмечена относительно недавно. В конце 2000 года один из ее первых филиалов появился на территории Южно-Казахстанской области в Туркестане. Во время подготовки и организации празднования 1500-летия Туркестана осенью 2000 года представителями Комитета национальной безопасности и МВД были задержаны четверо граждан Казахстана, у которых в процессе обыска изъято большое количество листовок, книги партии "Хизб-ут-Тахрир". Далее, опять осенью, но уже 2001 года, в ряде южных городов республики были обнаружены листовки "Хизб-ут-Тахрира", направленные против политики США. Алматы также не был обделен вниманием. На территории одного из крупнейших высших учебных заведений Казахстана – КазНГУ были задержаны молодые люди, распространявшие листовки Партии освобождения. В мае – июне 2003 года последователи Партии освобождения были задержаны в Алматы и Алматинской области с листовками о призыве к строительству исламского халифата.