Военные внедряют «бартерные» схемы модернизации вооружений
Модернизация вооруженных сил невозможна без новой техники и вооружений. Переход к профессиональной армии и регулярные поставки самых современных образцов техники неотделимы друг от друга. Доброволец-контрактник должен быть хорошо экипирован, технически подготовлен и надежно защищен на случай ведения боевых действий. В последние три года этому принципу удавалось следовать. Армейская техника обновлялась даже ускоренными темпами: в войска поступили 280 новых образцов вооружений и военной техники, в том числе 80 - в текущем году. Такие данные привел в минувший вторник на встрече с журналистами начальник вооружения Вооруженных сил, заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Московский.
Добиться этих показателей во многом удалось благодаря четкому исполнению правительством обязательств по финансированию гособоронзаказа. В 2001 году на эти нужды выделялось 55 млрд. рублей, в 2003-м - 109.8, на 2004-й планировалось не менее 188. Однако по ходу верстки бюджета (работа над ним ведется именно в эти недели) выяснилось: таких денег Минфин выделить не может. Правительство, по его словам, «хочет наполовину урезать расходы на вооружения».
Однако на обеспечении боеспособности войск это пока не сказывается. Например, космические войска получат в этом году восемь новых аппаратов. Поскольку, по словам Московского, в прошлом году было выпущено на четыре аппарата больше, чем планировалось, то в нынешнем году "такой скачок для орбитальной группировки и для заказчика весьма значим". На следующий год по программе вооружений нужно заказать 12 космических аппаратов, 12 ракет-носителей и два разгонных блока. Но, скорее всего, количество техники будет сокращено в два раза, потому что «за три года воссозданные в 2000 году Космические войска получили по линии гособоронзаказа ресурсов больше, чем когда-либо». Алексей Московский также предупредил о необходимости внесения изменений в программу вооружений 2001-2010 гг. "Этот год по закупкам вооружений можно считать практически выполненным, хотя первая купюра в планы по госзаказу уже была внесена: мы впервые перенесли ряд позиций на 2004-2005 годы", - сообщил замминистра.
С учетом экономических и других факторов, считает Московский, необходимы изменения политики вооружений. При этом у государства достаточно средств для выполнения программы и в 2004 году.
"Если говорить о деньгах, то пока у нас несогласованный дефицит порядка 40-42 млрд. рублей, и это довольно значительная сумма", - отметил генерал. К тому же, по его словам, с учетом объявленной на следующий год инфляции в 10-12 проц только ценовая индексация отведенной по программе на 2004 год суммы в 188,8 млрд. достигнет 19-20 млрд. Все это, по мнению Московского, отражается на выполнении программы и требует внесения изменений в политику вооружений. По его словам, необходимо находить возможности компенсировать "купюры" иным способом.
В качестве одной из мер по снижению негативного эффекта от предстоящего урезания расходов на гособоронзаказ-2004 военные намерены внедрить весьма оригинальную схему модернизации парка обычных вооружений. Так, воинским частям будет разрешено передавать профильным предприятиям промышленности образцы вооружений и военной техники с истекающими гарантийными сроками эксплуатации, но еще представляющие экспортный интерес. Например, взамен 5 авиадвигателей, которые могут быть восстановлены на заводе-изготовителе, военные получат 2 новых «движка». Подобный «бартер», по словам генерала, весьма эффективно может работать в области авиационной техники, систем ПВО, бронетанковой техники и артиллерийских систем. Так, что, несмотря на сложности, возникающие с финансированием программы вооружения 2001-2010, армия, судя по всему, сможет получить все необходимое для поддержания своей боеготовности.