Кто не согласится с тем, что цены на нефть являются существенным моментом в мировой экономике. Удивительно – периодически случающийся «нефтяной шок» так и не научил нейтрализовывать чувствительность предприятий и отдельных государств на резкие изменения цен. Действительно, не смотря на развитие многочисленных программ энергосбережения и роста доли использования альтернативных углеводородным ресурсов, эта чувствительность остается высокой. Можно выделить три группы факторов, влияющие на невозможность не зависеть от мировых цен не нефть:
- геополитические с ключевой ролью нефти в конфликтах на Ближнем Востоке и за его пределами;
- экономические с многократными влиянием на изменение нефтяных цен инфляции, реальных доходов и т.д.;
- финансовые с учетом взаимозависимости между нефтью и долларом США, заключением сделок в долларах.
Какую роль будет играть ОПЕК в контексте послевоенного времени в Ираке? Чтобы отвечать на этот вопрос, нужно решить вопрос соотношения спроса-предложения, на которые влияют такие моменты как наличие производственных мощностей, доказанные и потенциальные резервы углеводородов, уровень стратегических запасов, общие экономические перспективы в том числе и в вопросе нефтяной политики (и природного газа, в частности, так как цены на него привязаны к ценам на нефть).
Плюс к этому необходимо учитывать, что на соотношение спроса-предложения на мировом рынке в краткосрочном периоде сильно влияет ситуация с Ираком: отмены санкций в рамках Совета Безопасности ООН? Вероятный выход страны из ОПЕК? Технические и политические возможности нового Ирака в вопросе нефтедобычи? Хотя по большей части бытует мнение, что нефтяное производство не может никоим образом снизиться из-за сокращения иракской нефтедобычи.
Страны, входящие в состав ОПЕК контролируют около 40% добычи и 60% экспорта углеводородов. Одним из главных преимуществ являются низкие затраты на добычу барреля нефти (от 0,5 до 2 долларов в странах Персидского залива), что дает им уникальную возможность влиять путем варьирования производства на изменение цен без особого для себя ущерба. И большая доля – 78% - мировых запасов, сконцентрированная в странах-членах ОПЕК. По данным Агентства информации при Министерстве энергетики США (Energy Information Administration), ОПЕК имеет потенциал к увеличению добычи на 7 млн барр./сут.
Хотя ОПЕК по-прежнему остается одним из основных игроков на нефтяном рынке, роль которого в среднесрочной перспективе будет только усиливаться, сегодня можно сказать, что картель уже не контролирует цены: ОПЕК имеет гипотетическую возможность обвалить рынок, но не может себе этого позволить. Более того, картель не в состоянии удерживать цены на приемлемом для себя уровне достаточно долго, поскольку высокие цены стимулируют нефтедобычу независимых производителей с более высокими затратами (Россия, Норвегия и т.д.).
Другой принципиальный момент, о котором говорят уже около двух или трех лет – это взаимоотношения между странами-участниками ОПЕК и странами, не входящими в эту организацию ( Россия, Мексика, Норвегия) и усиление роли последних. Как определить, когда конкуренция должна переходить в партнерство и наоборот? Официально, устанавливая квоты и определяя общую политику развития мирового рынка, ОПЕК исходит из дружественного поведения со странами, не входящими в эту организацию. На самом деле удары ниже пояса не так уж редки – в большом бизнесе не бывает друзей, только союзники, да и то временные. И каждый старается занять лидирующие позиции на мировом рынке.
© 2004 - 2024 ЗемИнфо.Ру